До сих пор речь шла преимущественно о социальных нормативах и эталонах сексуального поведения. Однако как эти эталоны преломляются в нашем сознании Что лежит в основе сексуальной мотивации индивида Традиционная психогидравлическая теория либидо отвечала на этот вопрос просто половое влечение - природный инстинкт, удовлетворение которого сводится к разрядке спонтанно возникающего в организме психофизиологического напряжения. Нервная система, - писал З. Фрейд , - это аппарат, функцией которого является избавление от достигающих его стимулов или сведение их к минимальному возможному уровню, так, чтобы, если бы это было возможно, она сохраняла бы себя в совершенно невозмутимом состоянии.
Проблема невротических отношений в том, что человек не получает от жизни удовольствия
Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом «либидо». Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о природе и свойствах этого полового влечения.
Что такое «невротические отношения»? Если просто объяснять, то это отношения, где вы не получаете радости и удовольствия. Хотя Фрейд бы пошутил по этому поводу, сказав, что человек, даже когда страдает, тоже извлекает из этого удовольствие. Мы знаем, что многие люди находятся в подобных сложных отношениях. Но при этом, судя по тому, что они продолжают находиться в этих отношениях, они, видимо, получают там какое-то свое мазохистическое удовольствие.
Согласно К. Юнгу , в психике каждого человека содержатся мужская Анимус и женская Анима составляющие Архетипы. Наиболее частым запросом у таких со слов клиенток, «мужчин в юбке» является неумение выстраивать отношения с мужчинами, сексуальные проблемы и одиночество. Такой женщине трудно найти Внешнего партнера потому, что она «уже замужем» за своим Внутренним мужчиной. Для нейтрализации конфликта «Анимус — Анима» необходимо убрать преграду между ними, «подрастить» Внутреннюю женщину Аниму , пробудить женственность, подружиться с Внутренним мужчиной «поженить» эти архетипы , добившись их объединения с целью удовлетворения потребностей единого интегрированного Self [1—3]. Приведем фрагменты нескольких сессий, направленных на трансформацию дисгармоничного взаимодействия Анимы и Анимуса в желаемое гармоничное, интегрированное общение между ними с целью «подращивания» Анимы, «пробуждения» женственности и выстраивания длительных любовных отношений с мужчинами.